Украина +38 095 007 73 57
Россия +7 916 968 03 00
e-mail: vbalayan@mail.ru
e-mail: tvdocfilm@gmail.com
Газета "Культура" о фильме об Аскольдове
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=625&pub_id=719797&rubric_id=208&crubric_id=100443

Обреченный на "Комиссара"  автор - Светлана ХОХРЯКОВА

"...Не поле перейти" Валерия Балаяна


С 25 февраля по 3 марта в Гатчине пройдет XII кинофестиваль "Литература и кино". В его основной программе представлены: "Не хлебом единым" С.Говорухина, "Русские деньги" И.Масленникова, "Голова классика" В.Лонского, "Парижская любовь Кости Гуманкова" К.Одегова, "Побег" Е.Кончаловского, "Красное небо. Черный снег" В.Огородникова. Впервые конкурс дебютов будет судить отдельное жюри, состоящее из молодых кинематографистов. Основное жюри во главе с писателем Сергеем Есиным и в составе кинорежиссера Александра Велединского, актрисы Ларисы Лужиной, культуролога и киноведа Кирилла Разлогова, оператора Марии Соловьевой, критика Леонида Павлючика, директора Музея-заповедника "Ясная Поляна" Владимира Толстого отсмотрит не только полнометражное игровое кино, но и довольно обширную документальную программу. Претендентов на участие в ней было как никогда много. Документалисты активизировались, осваивают биографии писателей самых разных, известных и малоизвестных, либо находят неизвестные страницы в, казалось бы, известных судьбах: Н.Медведевой, И.Ефремова, Ф.Крюкова, В.Луговского, В.Шукшина. Один из фильмов, представленных в документальном блоке, - "...Не поле перейти" Валерия Балаяна.

Сценарий этого фильма с довольно невыразительным названием написан самим режиссером Валерием Балаяном. Рассказывает он о по-настоящему горестной судьбе Александра Аскольдова и его единственного фильма "Комиссар". Интересно, что компания-производитель картины Балаяна называется "Комиссар". На экране - милый, интеллигентный человек, совсем не похожий на режиссера, слишком уж деликатный. Он закрывает глаза, а за спиной - экран с кадрами из "Комиссара". "Наверное, я уже не имею отношения к картине, она живет самостоятельной жизнью, просто та кровь, которую мы в нее закачали, пока еще не остыла", - говорит он. 40 лет прошло с того дня, когда "Комиссар" появился. Более драматической судьбы в отечественном кино, пожалуй, и не было. Об этом будут говорить Ю.Норштейн, А.Герман, Э.Неизвестный. А фильм между тем сегодня показывают в рамках воспитательной работы суворовцам. Они смотрят на экран телевизора, кто-то скучает.  "Аскольдов - единственный коммунист в романтическом смысле слова, с которым я встретился, а быть в то время настоящим коммунистом - это все равно что быть девственником в бардаке", - скажет Эрнст Неизвестный об Аскольдове.                           Валерий Балаян снял уникальный фильм о другом уникальном фильме и уникальном режиссере. Как ему только удалось передать невозможность жизни человека, продолжающего вопреки всему быть, жить, никому не предъявлять претензий за растоптанную судьбу и тихо нести в себе грусть. "Жизнь - сплошные поражения, за что ни брался - все плохо кончалось", - скажет о себе Аскольдов.

Детские фотографии режиссера, создавшего выдающийся фильм, воспоминания о родителях, их аресте, о матери, обнаженной перед энкавэдэшниками, пришедшими в дом... Судьба, похожая на судьбы многих людей, угодивших в то время. Цветение каштанов на Крещатике он мальчишкой запомнил на всю жизнь: как шел один в ночи с развязанными шнурками, которые не умел в силу малолетства завязывать, но как-то сообразил своим детским умом, что надо бежать в тот момент, когда мать увозили. Постучался в квартиру многодетной еврейской семьи, а те и спрятали, приняли, не прогнали. Вот вам и "Комиссар". Но Аскольдов ведет историю возникновения замысла иначе - от рассказа Гроссмана "В городе Бердичеве", о котором узнал от подруги матери. Кадры из "Комиссара", Нонна Мордюкова на экране, ей 80 лет. Вместе они вспоминают, как евреев собирали на съемку через раввина, выделяли их по разнарядке ЦК Украины по двое от колхоза. А те все равно противились, пока Мордюкова не обратилась к ним с речью: "Евреи, и вам не стыдно?" Рассказ Германа о появлении красавца, античного человека в БДТ - это Аскольдов, тогда еще чиновник, помощник Фурцевой, которого Товстоногов лично встречал у порога театра, а так он принимал только высокое партийное начальство. Алексей Герман точно поставит диагноз произошедшему с "Комиссаром": "Здесь количество искусства перекрыло допустимые нормы. Вот и запретили... У него отняли то, что он восхитительно сделал". И Аскольдов потерял голову, сходил с ума сам, сводил с ума семью, страдал, все чего-то хотел усовершенствовать, а этого было и не надо. Усовершенствования требовала система, не фильм. Герман считает, что еврейский вопрос в картине главный, но запретили ее именно по причине недопустимого количества искусства. Как скажет Герман, Аскольдов в отличие от него, Германа, и других никогда не бывших советскими людей, таковым был, человеком системы, и эта система за то его и погубила. Своего, потому как можно больней. Аскольдову объяснили, что он - не режиссер. Донос на картину первым написал консультант из московской синагоги, вопрошавший: разве евреи такие грязные, как герой Ролана Быкова? А откуда ему было быть чистым в Гражданскую войну. "Бани-то были закрыты", - скажет Быков. По свидетельству актера, делал свою картину Аскольдов поразительно одиноко, его били чиновники, как своего, предавшего их клан, его убивали много лет. Выгоняли из партии дважды за игнорирование ленинских норм жизни, причем во второй раз в 1986 году. Горбачев сказал, что это вредная картина и ее мы не будем выпускать.    Раиса Недашковская, сыгравшая, наверное, в "Комиссаре" свою лучшую роль, приехала в дом Аскольдова из Киева в Москву с буденовкой в подарок. Как раз по назначению. Она вместе с режиссером ждала премьеры 20 лет. А дружбу сохранили по сей день.             Когда уже сил не было жить и бороться, Аскольдов выступил на Московском международном кинофестивале. Было это в 1987 году при большом стечении иностранных гостей - Феллини, Де Ниро, Маркеса, рассказал, что есть такой фильм. Его вынуждены были показать, и стена рухнула. Пришла международная известность. А ведь сколько лет просил у коллег из Союза кинематографистов, чтобы поддержали картину, а те, посмотрев, предложили переделки. Но Аскольдов-то мог сделать их и 20 лет назад, но не стал. Вот "Комиссар" и пролежал на полке долгие годы. "Что такое мы? Мы - официанты власти", - подведет черту Герман. Потому что делаем кино по заказу братвы, если нужен фильм, что Ленин - бяка, - пожалуйста, а ведь только что делали, где он не бяка. Герой Быкова в "Комиссаре" говорил: "Я за добрый Интернационал". Почувствуйте разницу.

 
< Пред.   След. >
 
© 2008 Персональный сайт Валерия Балаяна