Украина +38 095 007 73 57
Россия +7 916 968 03 00
e-mail: vbalayan@mail.ru
e-mail: tvdocfilm@gmail.com
Скандал вокруг фильма о Льве Копелеве
Оглавление
Скандал вокруг фильма о Льве Копелеве
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11

  Валерий Балаян: Вы знаете, у меня с фильмом «Покаяние» связана личная история, поскольку вообще первая работа, которую я сделал в кино, называлась... это был, в общем, киножурнал, в котором мы слушали, что люди говорят, выходя с фильма «Покаяние». Это имеет отношение к нашему разговору о цензуре, потому что после того, как мы сделали в 1987 году этот фильм, собрали собрание на нашей студии ленинградской, и из КГБ пришел человек, инструктор из Смольного, и рассказал нам о каждом человеке, который там выступал, кто этот человек. То есть они проделали большую работу, и рассказали: «Вот этот алименты не платил. А вот этот в ЛТП учился». И я очень хорошо помню... я недавно вспомнил эту историю, потому что вдруг дохнуло вот этим ветерком на меня в связи с историей с Копелевым. Потому что вот облить грязью людей, показать, что они вроде то ли нанятые кем-то, то ли они собрали эту массовку – вот это была такая технология. И я сейчас не случайно вспомнил эту ситуацию, мне кажется.

  Владимир Бабурин: И как я уже сказал в начале программы, в начале апреля вышел на телеканале «Культура» в программе «Острова» фильм о литераторе, правозащитнике и, что, наверное, для этого фильма наиболее важно, фронтовике Льве Копелеве. Несколько фрагментов из этого фильма было вырезано. Я правильно понимаю?

  Валерий Балаян: Да, в общем, если говорить вкратце об этой истории, то она была такова. Я сделал этот фильм, 29 марта я его показал руководителю программы Виталию Трояновскому. Это был вечер, мы посмотрели вместе. Он попросил одно место убрать (я потом, может быть, скажу, какое это место). Я согласился. Он сослался на то, что «тут натурализм какой-то». И я с ним согласился и, в общем, это место удалил. И речь шла как раз о Восточной Пруссии, то есть, собственно говоря, о ключевом моменте для Копелева – о том его выборе, можно сказать, экзистенциальном выборе, который он сделал, и вся его судьба изменилась с этого момента - его исключили из партии, потом он получил большой срок. А потом я уехал и не знал, что происходит с этим фильмом. И просто написал в электронном письме: «Что там с фильмом? Когда эфир?». На что мне Трояновский ответил, что для него эпизод этот неприемлем, он заменил его каким-то другим. Я этого ничего не слышал до возвращения в Москву. И уже после эфира, который для меня записали, я увидел около 3 минут, в которых вырезаны куски, которые, надеюсь, мы услышим сегодня, в которых рассказывал фронтовик Григорий Померанц, свидетель этих событий. Это оно изъятие трех кусков.

И второе – это хроника, которая... она идет всего лишь 11 секунд, я посчитал, там 4-5 кадров, 11 секунд хроники, которая была мною привезена из Германии. И она использована во многих немецких документальных фильмах, и в общем, многим известна. Кстати говоря, мне Трояновский задал вопрос: «Откуда эта хроника? Ты отвечаешь за нее?». На что я ему ответил, что эта хроника полностью идентифицирована, и историки ее знают, и даже известно место – Немерсдорф, в Пруссии, где она была снята. Вот это все удалено и закрыто случайными какими-то кусками, которые лихорадочно и судорожно пытаются самим Копелевым... надерганных из его интервью с Генрихом Бёллем, закрыть и сказать, что этого ничего не было.

Но я благодарен Виталию только за то, что он своим голосом это озвучил, и это очень видно в этом фильме. То есть 3 минуты идет перевод его голоса. Я считаю, что он расписался в своем благородном поступке, за что я ему очень благодарен. Потому что потом уже не отмоешься от этого, а тут – голос человека. Спасибо.


 
< Пред.
 
© 2008 Персональный сайт Валерия Балаяна