Украина +38 095 007 73 57
Россия +7 916 968 03 00
e-mail: vbalayan@mail.ru
e-mail: tvdocfilm@gmail.com
Программа учебной дисциплины "Структура экранного образа"
http://www.guu.ru/info.php?id=878

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ:

1 тема. ЭКРАННАЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕМИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Место экранных и мультимедийных технологий в системе общемировой культуры человечества. Мировая культура с точки зрения способов ее самоорганизации. Три глобальных культурных типа: а) дописьменный, б) письменный, в) экранный и мультимедийный.

Предпосылки возникновения экранной и мультимедийной культуры. Имманентная потребность человечества в новом, общемировом культурном языке. Научно-технические открытия конца 19 в., легшие в основу экранной культуры.

Достижения традиционных искусств и средств массовой информации как культурный базис экранных технологий. География одновременного возникновения мирового "синематографа".

Коды экранной культуры. Массовый, неэлитарный характер культурных кодов экрана. "Фактография жизни" (Д.Вертов) - материал новой эстетической реальности экрана. Аудиовизуальный язык экранной культуры.

Мультимедийная культура как развитие и трансформация экранных технологий. Коды мульти-медиа как совокупность линейно-знаковых кодов письменной культуры и зрелых форм культуры экрана. Виртуальные аспекты мульти-медиа.

Понятие медиа-текста - ключевой категории мультимедийной культуры. Место аудиовизуальных медиа-текстов в системе мульти-медиа.

Экранная и мультимедийная культура - новая историко-культурная целостность.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Киноведческие записки, N 2, 1988.
  • Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. - М.: Искусство, 1966.
  • Киселева М.С. Культурные коды и типы культур. В сб. "Культурология". - М.: Знание, 1993.
  • Орлов А.М. Уровни сознания и компьютерная анимация. - М.: Компьютерная графика, N 1, 1993.
  • Орлов А.М. Мульти-медиа: магический аспект. - М.: Компьютерная графика, N 2, 1993.
  • Орлов А.М. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М.: ИМПЭТО, 1995.
  • Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Сб.статей. Ч.1. - М.: Искусство, 1983.
  • Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы конференции. - М.: ЮНИПРЕСС, 1994.
  • Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SvR-Аргус, 1995.
  • Ямпольский М.Б. Метафизика электронного изображения. - М.: Декоративное искусство, N 1, 1988.

2 тема. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЭКРАННОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Фотографическая природа экранного изображения.

Экранные пространство и время. Эффект присутствия.

Проблема специфики кино и телевидения как искусств и как масс-медиа. Синтетичность экранного образа. Характеристика различных подходов к специфике экранной культуры (Аристарко, Арнхейм, Базен, Балаш, Барт, Бодрийар, Годар, Кракауэр, Лотман, Маклюэн, Монтегю, Эйзенштейн и др.).

Экранные и мультимедийные медиа-тексты в современную эпоху как новый глобальный язык человечества.

Особенности экранных и мультимедийных технологий как симбиоза искусства, промышленности и массовой коммуникации.

Значение знаний аудиовизуального языка для современного человека, роль экранной и мультимедийной культуры в процессе формирования, развития и социализации личности.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Аристарко Г. История теорий кино. - М.: Искусство, 1966.
  • Арнхейм Р. Кино как искусство. - М.: Изд-во иностр.л-ры, 1974.
  • Базен А. Что такое кино? - М.: Искусство, 1972.
  • Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. - М.: Прогресс, 1968.
  • Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М.: Знание, 1983.
  • Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, бизнес, политика. - Тбилиси.: Ганатлеба, 1989.
  • Вейцман Е. Очерки философии кино. - М.: Искусство, 1978.
  • Гинзбург С.С. Очерки теории кино. - М.: Искусство, 1974.
  • Годар Жан-Люк. Сборник. Сост.М.Ямпольский. - М.: Гийом, 1991.
  • Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. - М.: Искусство, 1986.
  • Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин.: Ээсти раамат, 1973.
  • Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека. - М.: Искусство кино, N 2, 1994.
  • Монтегю А. Мир фильма. - Л.: Искусство, 1969.
  • Орлов А.М. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М.: ИМПЭТО, 1995.
  • Строение фильма. Сб. - Сост. К.Разлогов. - М.: Радуга, 1985.
  • Эйзенштейн С. Соч. в 6 тт. - М.: Искусство, 1964.

3 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: изобразительно-пространственный компонент.

Изображение как материальный носитель экранного образа и форма его построения в пространстве.

Кадр и кадрик.

Кадр как первоэлемент экранного изображения. Кадр как "ячейка монтажа" (С.Эйзенштейн).

Живописные традиции в экранном изображении.

Предыстория киноленты и электронного изображения: наскальный рисунок, пиктографическое письмо, русский лубок, элементы повествовательной протяженности в живописи Древнего Египта, античных Греции и Рима, Византии, Древней Руси, художников нового времени: Леонардо да Винчи, А.Ватто, П.Брейгеля, Т.Жерико, О.Домье, К.Моне, Э.Дега, В.Серова, И.Репина, М.Добужинского, А.Дейнеки, С.Дали, И.Кабакова и др.

Экранное пространство.

Композиция кадра - "соразмещение частей" (С.Эйзенштейн).

Композиция и цвет в системе выразительных средств экранных искусств.

Колорит в живописи и проблема цвета в экранных искусствах и мультимедийных технологиях.

Операторское мастерство. Специфика работы оператора в кино и на телевидении. Понятие компьютерного дизайна в мультимедиа. Съемка натуры, интерьера, работа оператора с режиссером и продюсером. Комбинированная съемка и ее назначение. Виды комбинированных съемок. Электронные гэги и компьютерные спецэффекты в мультимедийных производствах.

Роль художника в создании экранного зрелища. Изобразительная экспликация фильма. Работа художника над экранным пространством, декорациями, гримом, костюмами, средой. Возможности мультимедийных технологий в изобразительном решении экранного произведения.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - М: Искусство, 1980.
  • Голдовская М.Е. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста. - М.: Искусство, 1981.
  • Голдовская М.Е. Телевидение высокой четкости: будущее кинематографа и ТВ? - М.: Киноведческие записки, N 4, 1989.
  • Графикон-91. Компьютерная графика в науке и искусстве. Материалы конференции. - М.: АН СССР и ASM SIGGRAPH, 1991.
  • Громов Е.С. Кинооператор Анатолий Головня. Фильмы. Свидетельства. Размышления. - М.: Искусство, 1980.
  • Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. - М.: Искусство, 1973.
  • Медынский С. Компонуем кинокадр. - М.: Искусство, 1992.
  • Орлов А.М. Анимация в компьютерных играх. - М.: Мир ПК, N 1, 1993.
  • Пространство цвета. Заметки о советских художниках кино. - М.: БПСК, 1981.
  • Эйзенштейн С.М. О строении вещей. Цветное кино. Соч. в 6 тт., т.6. - М.: Искусство, 1964.

4 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: словесно-временной компонент.

Экран и литература; общее и особенное. Литературное повествование как одна из форм развертывания экранного образа во времени.

Литературный сценарий - основа экранного зрелища. Особенности киносценария как литературно- кинематографического произведения.

Кинодраматургия - особый род литературы, предназначенный для воплощения на экране. Слияние в кинодраматургическом произведении элементов всех родов литературы - прозы, поэзии и драмы.

Раскадровка литературного сценария режиссером. Понятие режиссерского сценария. Воплощение в режиссерском сценарии идейно-художественного замысла режиссера и путей его творческой реализации.

Фабула сценария - состав событий, событийный ряд. Драматическая и ослабленная фабула в экранном произведении.

Сюжет - осмысленная фабула. Сюжет как внутреннее содержание фабулы, как общий художественный образ сценария и фильма.

Композиция как процесс перехода фабулы в сюжет. Композиция фильма - соразмещение его частей.

Элементы композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, драматический узел, кульминация, развязка, пролог и эпилог. Понятие перипетии - поворота в действии. Коллизия, ситуация, драматическая интрига. Ритм действия и композиция. Смена ритмов как композиционное средство.

Понятие драматического конфликта. Конфликт - отражение в сценарии житейских либо экзистенциальных противоречий. Конфликт внутренний и внешний.

Экранизация как культурологическая проблема.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Белова Л.И. Сквозь время. Очерки истории советской кинодраматургии. - М.: Искусство, 1978.
  • Вайсфельд И.В. Мастерство кинодраматурга. - М.: Советский писатель, 1961.
  • Вопросы кинодраматургии. Выпуски. - М.: Искусство.
  • Гольденберг М.Е. Драматургия кино. - М.: Знание, 1978.
  • Гуревич М.Е. Покадровое чтение: литература и анимация. - М.: Киноведческие записки, N 6, 1990.
  • Зримое слово. Кино и литература: диалектика взаимодействия. - Л.: Искусство, 1986.
  • Петрушевская Л., Норштейн Ю., Иенсен Т. От сценария к фильму. Шинель. - М.: Искусство кино, N 2, 1985.

5 тема. СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: антропологический компонент.

Человек в экранных искусствах. Антропоморфный характер звукопластического состава экранной и мультимедийной информации.

Актер и типаж на экране. Общее и специфическое в творчестве театрального актера и актера на съемочной площадке кино и ТВ. Экранный образ, создаваемый актером или типажом.

Генезис актерского искусства. Античный театр, японские театральные школы Но, Бонраку, Кабуки, "школьный театр" и крепостной театр России, психологический театр К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, театральные школы Мейерхольда и Таирова, театр очуждения Брехта, современный отечественный театр, американская "Акторс студио" Ли Страсберга и Элиа Казана и др. Творческое освоение экранными искусствами мировых театральных школ.

Мизансцена в театре и в экранных искусствах. Мизансцена и "мизанкадр".

Понятие характера в театре и экранных искусствах. Характер и тип. Характер и поступок. Внешняя характеристика и внутренняя устремленность актерского образа.

Выражение общезначимого через индивидуальное, неповторимое в образе-характере.

Характер и диалог. Характер и монолог. Внутренний монолог как средство раскрытия характера.

Роль внешнего рисунка, жеста, мимики в создании образа человека на сцене и на экране.

Раскрытие характера через предмет, деталь. Характер в экранных произведениях разных жанров.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Актер в кино. Сб.статей. Сост. Е.Захаров. - М.: Искусство, 1976.
  • Дорошевич А. Гражданин Арнольд. - М.: Искусство кино, N 10, 1997.
  • История зарубежного театра. В 4 тт. - М.: Просвещение, 1971-1987.
  • Кузьмин А.И. У истоков русского театра. - М.: Просвещение, 1984.
  • Лордкипанидзе Н.Г. Актер на репетиции. - М.: Искусство, 1978.
  • Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. - М.: Наука, 1988.
  • Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. - М.: Просвещение, 1981.
  • Сахновский-Панкеев В.А. Соперничество - содружество. Театр и кино: опыт сравнительного анализа. - Л.: Искусство, 1979.
  • Советское актерское искуссство, 50-70-е годы. Сб.статей.- М.: Искусство, 1982.
  • Хайченко Г.А. Советский театр. Пути развития. Изд.2-е, перераб. и дополн. - М.: Знание, 1982.
  • Характер в кино. - Вопросы драматургии, вып. 6. - М.: Искусство, 1974.
  • Юткевич С. Поэтика режиссуры. Театр и кино. - М.: Искусство, 1986.

6 тема: СТРУКТУРА ЭКРАННОГО ОБРАЗА: звуко-музыкальный компонент.

Экран и музыка. Понятие ритма в музыке и экранных искусствах.

Музыкальное повествование как одна из форм развертывания экранного образа во времени.

Музыкальный образ. Многообразие музыкальных жанров: опера (оперетта, музыкальная комедия), симфоническая музыка (симфония, увертюра, симфоническая поэма и др.), камерная музыка (соната, квартет, романс). Взаимодействие музыки и поэзии (песня, оратория, опера и др.). Зависимость музыки от способа исполнения: вокальная (голос, хор), инструментальная (оркестр), вокально-инструментальная (хор, соло, оркестр и пр.).

Понятие лада, мелодии, гармонии и интонации. Гомофонная, полифоническая и гетерофонная музыкальные системы. Понятие полифонизма как закона построения драматургической основы различных видов искусства (музыка, литература, театр, экранные искусства).

Музыкальная партитура экранного произведения. Внутрикадровая и закадровая музыка. Драматургические функции музыки в экранных и мультимедийных технологиях.

Функциональная многозначность музыки в фильме: выражение авторского отношения через музыку, музыка как обобщающий фактор, характеристика атмосферы фильма, музыка как выразитель идеи произведения.

Лейтмотив. Назначение музыкального лейтмотива в экранных произведениях. Включение лейтмотива в драматургию фильма.

Звуковая среда экранного и мультимедийного произведения. Шумы естественные и искусственные.

Драматургическая роль звуковой среды. Звуковой контрапункт.

Звуковая метафора. Звуковой образ в фильме.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Дворниченко О.И. Гармония фильма. - М.: Москва, 1981.
  • Звук в кино. Сб. статей. - М.: Киноведческие записки, N 15, 1992.
  • Качерович А. Звук в фильме. - М.: Искусство, 1966.
  • Казарян Р. О мнимой самостоятельности изображения. - М.: Киноведческие записки, N 1, 1988.
  • Казарян Р. Акустическое опосредование кадра. - М.: Киноведческие записки, N 13, 1992.
  • Козлов Л. Изображение и образ. Очерки по исторической поэтике советского кино. - М.: Искусство, 1980.
  • Лисса З. Эстетика киномузыки. - М.: Музыка, 1970.
  • Попова Т.В. О музыкальных жанрах. - М.: Знание, 1981.
  • Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М.: Искусство, 1972.
  • Феллини Ф. Делать фильм. - М.: Искусство, 1984.
  • Шилова И. Заметки о звуковом решении фильма. - М.: ВНИИ киноискусства, 1986.

7 тема. МОНТАЖ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЭКРАННОГО МЫШЛЕНИЯ.

Монтажный принцип как характерный признак художественного мышления в целом. "Монтажная форма как структура есть реконструкция законов мышленного хода" (С.Эйзенштейн). Монтажные построения в произведениях разных искусств (литература, музыка, театр).

Историческое возникновение монтажа в кино.

Характеристика монтажных теорий (А.Базен, Д.Вертов, Ж.-Л.Годар, Д.Гриффит, Л.Кулешов, В.Пудовкин, М.Ромм, А.Тарковский, С.Эйзенштейн).

Кадр как ячейка монтажа. Понятие о кадре как первичном художественном элементе в системе монтажа.

Кадр и план. Виды планов (дальний, общий, средний, крупный, деталь). Наезд, отъезд, тревеллинг, горизонтальная и вертикальная панорамы. Внутрикадровый монтаж.

Длительность кадра. Монтажный ритм. Межкадровый монтаж.

Композиция кинокадра. Ракурс. Горизонтальный, вертикальный и глубинный монтаж (С.Эйзенштейн). Монтаж как средство художественного синтезирования всех компонентов экранного образа в единое целое.

Монтаж изобразительный и звуковой.

Монтажная фраза, сцена, эпизод.

Монтаж событийно-логический, монтаж по ассоциациям, по контрасту. Дистанционный монтаж.

Монтажная рифма. Метафорический монтаж.

Монтаж как способ организации "хронотопа" (М.Бахтин) экранного произведения. Образность монтажа.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Базен А. Что такое кино? - М.: Искусство, 1972.
  • Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. - М.: Прогресс, 1968.
  • Бахтин М. Вопросы литературы и поэтики. - М,: Художественная литература,
  • 1975. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. - М.: Искусство, 1966.
  • Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. - М.: Искусство, 1986.
  • Загадка "Сталкера". Сб.статей. - М.: Киноведческие записки, N 3, 1989.
  • Клейман Н. Кадр как ячейка монтажа. Вопросы киноискусства. Сб. статей. N 11. - М.: Наука, 1968.
  • Кулешов Л.В. Статьи и материалы. - М.: Искусство, 1979.
  • Монтаж: литература, искусство, театр, кино. Сб.статей. - М,: Наука, 1988.
  • Тарковский А. Перед новыми задачами. - М.: Искусство кино, N 7, 1977.
  • Тарковский А. О кинообразе. - М.: Искусство кино, N 3, 1979.
  • Трауберг Л. Дэвид Уорк Гриффит. - М.: Искусство, 1971.
  • Что такое язык кино? Сб.статей. - М.: Искусство, 1989.
  • Эйзенштейн С.М. Соч. в 6 тт. - М.: Искусство, 1964.

8 тема. РЕЖИССЕР КАК СОЗДАТЕЛЬ ЭКРАННОГО ОБРАЗА.

Режиссер - проводник авторства других участников экранного произведения и создатель принципиально нового художественного материала.

Продюсер и режиссер как заказчик и "ген.подрядчик" экранного и мультимедийного производства.

Понятие режиссерской концепции материала. Экранное произведение как реализованная по законам художественной логики авторская концепция мира. Творческая индивидуальность художника и производственные законы экранных и мультимедийных технологий. Интерпретация режиссером жизненного материала, положенного в основу фильма.

Взаимосвязь понятий "Авторская концепция", "Материал", "Тема" и "Идея" произведения.

"Тема - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывется ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления" (А.М.Горький).

Идея как творческое воплощение режиссером продюсерского заказа на изображение определенной темы.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Антониони об Антониони. - М.: Радуга, 1986.
  • Бунюэль о Бунюэле. - М.: Радуга, 1989.
  • Висконти Лукино. Статьи. Свидетельства. Высказывания. - М.: Искусство, 1986.
  • Гращенкова И.Н. Советская кинорежиссура. История и современность. Проблемы и имена. - М.: Знание, 1982.
  • Михалков-Кончаловский А.С. Парабола замысла. - М.: Искусство, 1977.
  • Основы предпринимательской деятельности в кинематографе. Учебное пособие. Под ред. В.И.Кошкина. - М.: ВГИК, 1993.
  • Ренуар Жан. Моя жизнь и мои фильмы. - М.: Искусство, 1981.
  • Фомин В. Пересечение параллельных. - М.: Искусство, 1976.
  • Феллини Ф. Делать фильм. - М,: Искусство, 1984.
  • Феллини о Феллини. - М.: Радуга, 1988.
  • Шкловский В. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1973.
  • Юткевич С.И. Контрапункт режиссера. - М.: Искусство, 1960.

9 тема. ТЕХНОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО.

Роль техники в творческом процессе создания экранных и мультимедийных произвежений.

Технический прогресс аудиовизуальных средств. Цветное кино. Стереоскопия. Стереофония и квадрофония. Панорамное и широкоформатное кино. Голография. Электронное кино. Цифровые технологии.

Особенности телевизионных технологий. Прямой эфир. Видеомагнитная запись. Цифровая запись и видео-CD. Электронный монтаж. Спецэффекты. Студийный эфир и ТЖК (телевизионный журналистский комплекс). Влияние телевизионной техники на творческую практику кинематографа.

Феномен видео. Кассетное кино. Специфика видеокино. Видео как способ репрезентации традиционного кино и как средство консервирования аудиовизуальной информации. Возможности видеосъемки и видеопоказа в развитии способностей аудиовизуального восприятия.

Мультимедийные технологии. Компьютерные игры. Компьютерная графика и анимация. Компьютерный дизайн. Компьютерные спецэффекты в процессе создания традиционных кино- и телепрограмм. Интернет. Интерактивное кино. Компьютограф и мультимедиа: виртуальный аспект.

Периоды кинопроизводства. Продюсерский заказ. Написание литературного сценария. Понятие о бюджете экранного произведения.

Подготовительный период. Разработка изобразительного и звукового решения будущего фильма. Актерские пробы и репетиции.

Съемочный период. Кинематографическая реализация режиссерского сценария. Раскрытие сценарного образа. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Дубли и варианты. Поиски режиссером наиболее выразительных композиционных решений: мизансцена, звук, монтаж, изобразительное решение. Возможности творческой интерпретации в этом периоде.

Монтажно-тонировочный период. Монтаж как продолжение творческого процесса создания фильма. Озвучание фильма. Роль звукооператора и композитора. Звуковой образ в фильме.

Печатание и тиражирование копий. Контратипирование. Цветная и черно-белая печать.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Киноведческие записки, N 2, 1989.
  • Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989.
  • Графикон-91. Компьютераня графика в науке и искусстве. Материалы конференции. - М.: АН СССР и ACM SIGGRAPH, 1991.
  • Нахабцев В. Внимание: "Электроник-кам"! - М.: Искусство кино, N 4, 1978.
  • Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990.
  • Орлов А.М. Особенности эстетики компьютерного образа. - М.: Техника кино и ТВ. N 12, 1992.
  • Орлов А.М. Компьютерный мир и его восприятие. - М.: Техника кино и ТВ, N 2, 1995.

10 тема. ВИДЫ И ЖАНРЫ.

Понятие о жанрово-видовом разнообразии экранной культуры.

Виды: неигровое, научное, художественно-игровое, анимационное кино.

Неигровой фильм. Хроника - информационное отображение факта. Репортаж как метод исследования человека, события и явления в хронике. Событийный репортаж в кино и на ТВ. Проблемный репортаж.

Личность автора в неигровом кино и телепрограммах. Активное авторское отношение к факту, интерпретация его при помощи изобразительных средств экрана (композиция, ракурс, планы и др.).

Принципы публицистической, образной организации материала в неигровом кинематографе. Кинокадр как подлинный документ и как экранный образ.

Монтажный фильм как особый вид экранного искусства, созданный на основе фильмотечного материала. Перемонтаж неигрового и игрового киноматериалов в соответствии с авторской концепцией как средство создания нового смыслового содержания кадра.

Научное кино. Современный научно-популярный кинематограф на стыке науки и искусства. Вскрытие процесса научного поиска и сути научной проблемы в драматургии научно-популярного фильма.

Научно-исследовательский фильм. Теория "интеллектуального" кино С.М.Эйзенштейна как предвосхищение творческих методов современного научного кино. Возможности кино в области визуализации абстрактных научных понятий. Учебный и инструктивный фильмы как разновидность научного кинематографа.

Художественно-игровое кино. Основные особенности игрового фильма как специфической формы воссоздания действительности по законам авторской художественной логики. Образ человека - центр экранного повествования. Многообразие тематики и жанров игрового кино.

Анимационное кино. Рисованный, кукольный, силуэтный фильмы. Компьютерная анимация.

Смысл термина "мультипликат". Оживление рисунков и кукол с помощью покадровой съемки неподвижных фаз движения. Создание на экране особого мира ожившего рисунка или оживших кукол.

Относительность и подвижность видовых границ в современных экранных искусствах. Различие, связь и взаимопроникновение разных видов и жанров кино.

Категория "жанра" в искусстве вообще и в экранных искусствах в частности. Разграничение понятий "вид" и "жанр" в экранной и мультимедийной культуре.

Основные жанры экранных искусств.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. - Л.: Искусство, 1994.
  • Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1974.
  • Блейман М.Ю. О кино - свидетельские показания. - М: Искусство, 1973.
  • Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М.: Знание, 1976.
  • Гинзбург С.С. Очерки теории кино. - М.: Искусство, 1974.
  • Гурова Л.П. Кино о науке. - М.: Знание, 1980.
  • Дробашенко С.В. Экран и жизнь. О художественном образе в документальном фильме. - М.: Искусство, 1962.
  • Дубровский Э.А. Остановись, мгновение! Очерки драматургии неигрового фильма. - М.: Искусство, 1982.
  • Жанры кино. Сб.статей. - М.: Искусство, 1979.
  • Ильин Р. Изобразительные рисунки экрана. - М.: Искусство, 1973.
  • Мартыненко Ю.Я. Документальное киноискусство. - М,: Знание, 1979.
  • Орлов А.М. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М.: ИМПЭТО, 1995.
  • Эйзенштейн С.М. Вольтерьянским недугом непочтительности ... (о теории интеллектуального кино). Соч. в 6 тт., т.1. - М.: Искусство, 1964.

11 тема. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКРАННОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ: СУГГЕСТИВНЫЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ.

Проблема художественного восприятия экранной и мультимедийной культуры, сложность и многоуровневость проблемы. Акт восприятия как завершающий момент в процессе создания и функционирования экранного произведения.

Специфика восприятия экрана разными группами населения. Роль возраста, жизненного и общеэстетического опыта, вкусов, привычек, системы аттитьюдов (глубинных установок), ценностей, принятых актуальными для личности, в формировании экранного образа в акте восприятия.

Язык экрана и нравственное, социальное, эстетическое становление личности. Проблема манипулирования массовым сознанием средствами экрана и масс-медиа. Понятие суггестии (внушения) на уровне "коллективного бессознательного" (К.Юнг).

Социо-культурные аспекты функционирования в обществе мультимедийных технологий (интернет, виртуальное пространство, интерактивное кино, аниматограф и др.). Психолого-педагогическая и нравственная ответственность современных профессионалов экрана и мульти-медиа. Функции экранных и мультимедийных технологий в интеллектуально-эмоциональном развитии личности.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
  • Гинзбург С. Фильм и зритель. Анатомия киновосприятия. В кн. "Очерки теории кино". - М.: Искусство,1974.
  • Дондурей Д.Б. Новая модель кино: трудности перехода. - М.: Киноведческие записки, N 3, 1989.
  • Ефимов Э.М. Замысел - фильм - зритель. - М.: Искусство, 1987.
  • Искусство и общение. Сб.статей. - Л.: ЛГИТМиК, 1984.
  • Левидов А.М. Автор - образ - читатель. -Л: ЛГУ, 1983.
  • Липков А.И. Проблемы художественного воздействия. Принцип аттракциона. - М.: Наука, 1990.
  • Мейлах Б.С. Проблемы творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1966.
  • Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990.
  • Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972.
  • Раппопорт С.К. От художника - к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. - М.: Советский художник, 1978.
  • Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. - М.: Мысль, 1985.
  • Творческий процесс и художественное восприятие. Сб.статей. - Л.: Наука, 1978.
  • Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. - М.: Искусство, ГПО "Истоки", 1992.
  • Художественное восприятие. Сб.статей. - Л.: Наука, 1971.
  • Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М.: Ренессанс, 1992.
  • Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.

4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

  1. Учебно-практические просмотры (1 - 11 темы).
  2. Рецензирование (1 - 11 темы).
  3. Продюсерская экспертиза фильмов (1 - 11 темы).
  4. Раскадровка литературного материала (4 тема).
  5. Контрольные рецензии (3- 7 темы).

5. С Л О В А Р Ь
основных терминов и понятий

  1. АВТОР-ОПЕРАТОР - кинооператор хроникально-документальной или научно-популярной съемки, являющийся автором хроникального сюжета, кино- телеочерка или фильма, снятого без участия сценариста и режиссера.
  2. АВТОРСКАЯ ЗАЯВКА - сжатое изложение содержания будущего фильма.
  3. БУТАФОРИЯ - предметы декоративного и игрового оформления съемки, имитирующие внешний вид подлинников: но с использованием более дешевых и легких материалов.
  4. ВИДОВОЙ ФИЛЬМ - географический, географо-этнографический, краеведческий кино- или телефильм. Воспроизводит на экране природные особенности той или иной страны или географического региона. Показывает жизнь и нравы людей, общественные отношения, флору и фауну страны. Может показывать различные путешествия, экспедиции, он может носить характер краеведческого, этнографического, археологического, архитектурного фильма и т.д. Формы В. Ф. разнообразны - очерк, запись из дневника, фильм-путешествие, рекламный ролик и др.
  5. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - среда, создаваемая на экране дисплея при помощи компьютера. Калька с английского "virtual" имеет двойной перевод - "кажущаяся" и "истинная". В.Р., возникающая в компьютерных средах, является для нас и кажущейся, как бы мнимой, и в то же время истинной.
  6. ВЫТЕСНЕНИЕ - смена одного монтажного плана другим, когда второе изображение, как бы вдвигаясь в кадр, постепенно занимает место первого, Форма, направление и скорость В. различны.
  7. ГРАФИК СЪЕМОК - оперативный план календарных съемок фильма. Учитывает работу цехов и отделов студии, связанных с обслуживанием и обеспечением съемок необходимой техникой.
  8. ГЭГ - термин, возникший в английском театре в середине XIX века и обозначающий фразы, шутки, намеки, которые актер использовал во время исполнения роли. В период немого кино гэгами стали называться комические трюки, широко используемые в комических лентах и порой приобретавшие характер вставных эпизодов. В звуковом кино Г. используются и в диалоге, придавая действию неожиданные комедийно-острые акценты.
  9. ДВОЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ - операторский прием в кино и телевизионный эффект в видеозаписи; в кино - двукратное экспонирование одной и той же кинопленки. Простейшая форма Д.Э. состоит в следующем: одно изображение накладывается в кадре на другое, при этом происходит просвечивание первого изображения через второе. Используется при одновременном показе и сопоставлении двух действий, происходящих в разное время и в двух разных местах, при съемках титров, например, при применении условной изобразительной формы, например, воспоминания и т.п.
  10. ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ - одна из форм композиции кадра в экранных искусствах, характеризуется подчеркнутой динамикой внутрикадрового движения. Основана не только на съемке движущихся перед камерой предметов, но и на возможности производить съемку с движения: с рук, с операторского крана, с самолетов, вертолетов, автомобилей и пр. Д.К. экранного изображения выражается во внутрикадровом изменении плана, ракурса, тональности изображения, характера операторского освещения.
  11. ДИРЕКТОР ФИЛЬМА - административно-хозяйственный работник творческой группы, возглавляющий производственную деятельность. Несет ответственность за расходование средств и соблюдение сроков постановки фильма или телевизионной программы. По поручению продюсера может распоряжаться денежными и материальными средствами съемочной группы, заключать договоры с актерами и другими участниками производства. Размещает заказы на изготовление декораций, ведет подготовку необходимой материальной базы.
  12. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - вид киноискусства, включающий короткометражные, полнометражные фильмы и ролики, основанные на съемках подлинных жизненных фактов, событий и явлений. В Д.К. следует различать хронику, оперативно информирующую зрителя о текущих событиях, и кино- телепублицистику (документальные фильмы).
  13. ДУБЛЕР - лицо, заменяющее актера при исполнении сложных номеров или трюков, требующих сложной специальной подготовки.
  14. ДУБЛИ СЪЕМОЧНЫЕ - повторно снятые кадры, обеспечивающие возможность отбора при монтаже. Обычно снимаются с минимальными различиями в исполнении, компоновке и технических условиях съемки. Д. , снимаемые с существенными отклонениями, называются ВАРИАНТАМИ.
  15. ДУБЛЯЖ - создание новой фонограммы экранного произведения, идентичной оригиналу, но на другом языке.
  16. ЖАНР - (фр. Gentre) - группы экранных произведений, объединенные на основе сходных черт их внутреннего строения. В настоящее время существуют такие Ж., как комедия, трагедия, мелодрама, детектив, вестерн, мюзикл, фильм ужасов, триллер, фильм-катастрофа и др. Современная система Ж. является открытой и легко допускает различные жанровые модификации,
  17. ЗАТЕМНЕНИЕ КАДРА - прием съемки, позволяющий достичь постепенного затемнения, а затем и полного исчезновения экранного изображения. Обратный прием используется для появления на темной плоскости экрана постепенно высветляющегося изображения (съемка из затемнения). Часто применяется для создания ощущения промежутка времени между двумя смежными сценами и кадрами.
  18. ЗВУКООПЕРАТОР - один из основных творческих работников съемочной группы; осуществляет звуковое оформление экранного произведения в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссера-постановщика. Отвечает за художественное и техническое состояние качества звука.
  19. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - соотношение частей предмета или произведения, считающееся совершенным. Возникает тогда, когда меньшая часть соотносится с большей, как большая ко всему объекту. В цифрах это соотношение выражается так: 2:3 как 3:5. К экранным искусствам это понятие впервые применил С.Эйзенштейн.
  20. КАДР - составная часть экранного повествования, содержащая определенный момент действия, снятая непрерывно с помощью неподвижного или перемещающегося съемочного аппарата, органически связанная со смежными кадрами и со всем содержанием в целом.
  21. КАДРИК - отдельная фотограмма, отдельный снимок на кинопленке, на котором зафиксирована одна из последовательных фаз движения или его статического положения.
  22. КИНОДРАМАТУРГИЯ - искусство написания сценария, вид литературно-экранного творчества, словесная основа всех экранных продуктов - кино, телевидения, видео, мультимедийных произведений.
  23. КИНОКИ - группа молодых российских документалистов, сложившаяся к 1919 году во главе с Дзигой Вертовым. Считали, что задача кино состоит в том, чтобы зафиксировать действительность во всей ее доподлинности. Подобно ЛЕФовцам, отрицавшим роман, повесть, рассказ и противопоставлявшим им очерк, К. отрицали игровую кинематографию, противопоставляя ей кинохронику.
  24. КИНОЭКСПЕДИЦИЯ - выезд съемочной группы для натурных или павильонных съемок вне студии.
  25. КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - изобразительно-цветовое построение материала, осуществляемое художником и оператором для наиболее яркого воплощения драматургических образов сценария и постановочного замысла режиссера.
  26. КОМИЧЕСКАЯ - название короткометражных комедийных лент, обычно построенных на эксцентрических трюках, часто заимствованных из цирковых и эстрадных представлений.
  27. КОМПОЗИЦИЯ КАДРА - построение кадров экранного изображения, позволяющая наиболее ярко воплотить идею и образы кино- телепроизведения. Элементами формальной К.К. являются: выбор приема съемки, плана и ракурса, вида движения камеры, построение операторского освещения, подбор тональности и колорита, организация материала в предметном пространстве, построение мизансцены и движения фигур. Требует ясности формы, точности в выборе плана, ракурса и светового акцента на объекте. При съемке кадров актерских сцен цель К.К.- выразительная жизнь актера в образе.
  28. КОМПОЗИЦИЯ ФИЛЬМА - построение, соразмещение элементов сценария и фильма, отражающее осознанные художником закономерности изображаемой объективной действительности в системе данного произведения; способ развертывания и творческого осмысления материала, сюжета в монтажно организованной системе сценария и фильма, выражающей авторский замысел.
  29. КОМПЬЮТОГРАФ - пограничная область информатики и искусства, содержанием которой являются компьютерная графика и анимация, а также различные виды компьютерных игр, основанных на интерактивных принципах.
  30. КОРОТКИЙ МЕТР - формат экранного произведения, не превышающий размера 49 минут, то есть 4 -5 частей.
  31. МАССОВАЯ СЦЕНА - экранная сцена, в которой активно действует большое количество людей. Основная задача М.С. - создание образа массы.
  32. МЕЖРАПОМ - РУСЬ - акционерная киноорганизация, созданная в Москве в 1924 г. В 1928 г. на ее основе был создан Межрапомфильм; с 1936 г. на базе этой организации существовала студия Союздетфильм, впоследствии - Центральная студия детских и юношеских фильмов им. Горького, ныне - Киностудия им. М. Горького.
  33. МЕРЧАНДАЙЗИНГ - часть рекламной кампании, включающая выпуск сопутствующих товаров с логотипами, имеющими отношение к фильму, и их продажу (авторучки, майки, бейсболки, канцелярские товары и пр.).
  34. МИЗАНКАДР - образное решение действия в кадре с учетом выразительных средств экрана, "постановка на кадр" (С.Эйзенштейн).
  35. МИЗАНСЦЕНА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ - размещение действующих лиц и обстановки действия в сцене (т.е. в серии кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия), выражающее художественный замысел эпизода или произведения в целом. Составной частью М. является мизанкадр.
  36. МНОГОКАМЕРНАЯ СЪЕМКА - съемка одного и того же объекта одновременно несколькими камерами в разных ракурсах и планах. Применяется в хронике при съемке особо важных событий, в художественном кинематографе - при съемке массовых сцен, сложных постановочных эффектов и т.д. Особенно распространена в телевидении.
  37. МОНТАЖ - а) в техническом значении окончательная сборка фильма в целостное произведение; б) творческий процесс, главный принцип художественного мышления вообще, способ изложения сюжета в экранных искусствах. Выполняет ряд взаимопереплетающихся задач. Дает связное, выстроенное в определенную систему изложение событий, обстоятельств, действий. Это изложение выражает определенное авторское отношение к изображаемому, т.е. несет определенную мысль. М. несет в себе также и определенный эмоциональный заряд. При помощи заранее обдуманного способа съемки и порядка сочетания кадров, той или иной ритмической организации материала, монтажное изложение воздействует на чувства зрителей: монтажный рассказ - это рассказ одновременно и логический и эмоциональный. Экранная образность невозможна вне монтажной организации. М., подобно композиции, представляет собой известное соразмещение составляющих экранный образ компонентов, которое, отражая действительность, вместе с тем передает авторскую интерпретацию материала, авторский замысел.
  38. МОНТАЖ ВНУТРИКАДРОВЫЙ - такое движение кинокамеры, которое по ходу действия изменяет направление съемки и крупность объектов съемки.
  39. МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ - контрольный документ, сопровождающий каждую копию фильма в прокате. Содержит полное и точное покадровое описание фильма от первого до последнего кадра и составляется по установленной форме: а) порядковый номер монтажного плана; б) описание и содержание монтажного плана; в) точный диалог или содержание надписей; г) основное звуковое содержание; д) метраж монтажного плана с точностью до одного кадрика; е) общий метраж фильма.
  40. МОРФИНГ - а) выразительное средство компьютерной графики и анимации, заключающееся в трансформации одного объекта в другой путем плавной, постепенной, как бы текучей деформации изначальной формы; б) принцип текучести формы, само формирование как процесс.
  41. МУЛЬТИМЕДИА - (лат. multi - много; media - средство информации). Компьютерные технологии, позволяющие использовать одновременно разные средства информации: письменный текст, устную речь, видеокамеру, видеомагнитофон, аудиопроигрыватель, телевизор, телефон, факс, интерактивные программы.
  42. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ - (лат. - умножение). Вид искусства, в котором фильм создается покадровой съемкой отдельных последовательных фаз движения - рисованных (графических, или объемных (кукольных). Может также создаваться средствами компьютерной графики и анимации.
  43. НАДПИСИ в фильме разделяются на заглавные, промежуточные, заключительные титры, внутрикадровые (субтитры) и служебные.
  44. НАПЛЫВ - соединение двух снятых сцен фильма, при котором первая постепенно переходит во вторую. При проекции зритель видит на экране одновременные изображения обеих сцен.
  45. НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ - съемочные работы по производству фильма, осуществляемые под открытым небом (на натуре).
  46. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ФИЛЬМ - одна из жанровых разновидностей научного кино, служащая целям распространения научных знаний среди широких кругов зрителей.
  47. НЕМОЕ КИНО - название кинематографа первых тридцати лет его существования. Из всех других технических ограничений "немота экрана" была признана его определяющим качеством, потому что она повлияла решающим образом на специфику кинозрелища и эстетику киноискусства этого периода. Традиции немого кино в переработанном виде продолжают существовать в современных экранных искусствах.
  48. ОБРАТНАЯ СЪЕМКА - съемочный прием, основанный на экспонировании пленки при обратном ходе в кинокамере, либо на применении одной из телевизионных возможностей. Является одним из старейших экранных трюков для получения различных визуальных эффектов.
  49. ОПЕРАТОР (оператор-постановщик) - один из основных создателей фильма или телепрограммы, непосредственно работающий над изобразительным решением сценария, осуществляющий съемку. Основное в мастерстве оператора - отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек зрения и ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной и глубокой передаче темы и идеи сценария.
  50. ПАНОРАМИРОВАНИЕ - прием операторского искусства, основанный на повороте съемочной камеры в горизонтальном или вертикальном направлениях. Возникающий при этом эффект соответствует повороту или подъему головы и глаз наблюдателя.
  51. ПЕРИОДЫ ПРОИЗВОДСТВА - основные стадии, на которые разделяется отечественное экранное производство. Существует четыре главных периода производства фильмов - сценарный, подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный.
  52. ПРЕСПЕКТИВА ИЗОБРАЖЕНИЯ - построение изображаемых пространственных объектов съемки на плоскости экрана в глубину.
  53. ПЛАН КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ - относительный масштаб изображения в кинокадре, выбором которого режиссер осуществляет свою трактовку эпизода или кадра, монтажного изложения действия, а также формирует ритм этого действия. Существует 6 видов плана применительно к показу человека на экране: 1. Дальний - человек во весь рост и окружающая его среда, причем ведущее значение имеет показ этой среды. 2. Общий - человек во весь рост. 3. Средний - человек до колен. 4. Первый - человек до пояса. 5. Крупный - голова человека. 6. Деталь.
  54. ПОЛИЭКРАН - вид экранного зрелища, показываемого одновременно на нескольких (3-х и более) экранах, расположенных вблизи друг от друга. Программа для такого показа состоит из ряда фильмов на одну тему, связанных единой композицией и фонограммой.
  55. ПРОБА АКТЕРСКАЯ - съемка актера в эпизоде из сценария, принятого к производству, с целью практического выявления внешних и внутренних данных актера для исполнения роли в фильме.
  56. РАКУРС - прием операторского искусства: наклон оптической оси при съемке, когда объект, снятый снизу или сверху, фиксируется в сокращенной по вертикали перспективе. Широко используется как выразительное средство киноискусства, позволяя как бы совмещать точку зрения оператора с точкой зрения одного из персонажей, выражать авторскую позицию, подчеркивать динамику действия в монтажных кусках, показывать на экране выразительную мимику актера на крупных планах, раскрывать движение людских масс в пространстве и пр.
  57. РАПИД - ускоренная съемка. При проекции на экране движение представляется замедленным. Используется для сосредоточения зрительского внимания на отдельных моментах изображения и для специальных эффектов (например, эпизоды воспоминаний, сновидений и т.п.).
  58. РАССКАЗЧИК - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в произведении. В кинематографе понятие связано с таким средством выражения содержания и оценки произведения, как закадровый голос.
  59. РЕЖИССЕР - постановщик фильма или телевизионной программы, возглавляющий всю творческую и производственную работу по экранному воплощению сценария. Художественный замысел сценария Р. воплощает в работе с актерами, оператором-постановщиком, композитором, художником, и другими членами творческой группы, добиваясь единства драматического, изобразительного и ритмического решения фильма.
  60. РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ - разработка экранной интерпретации литературного сценария режиссером-постановщиком. Это литературный сценарий, полностью подготовленный к съемке; в нем находят свое отражение: а) режиссерская трактовка произведения; б) система производственно-творческих решений (количество объектов, раскадровка, разбивка на планы, звуко-музыкальный компонент и т.д.; в) технико-экономические показатели, определяющие организацию и финансирование работ (аппаратура, костюмы, массовка и т.д.).
  61. РЕКВИЗИТ - совокупность вещей, подлинных или бутафорских, необходимых для создания жизненной обстановки в фильме. Помогает создать образ эпохи, приметы времени и места действия.
  62. РЕПОРТАЖ - в документальном кино и ТВ один из методов съемки текущих событий, отличающихся злободневностью и актуальностью.
  63. РЕПОРТАЖ СОБЫТИЙНЫЙ - форма оперативной информации о важнейших событиях внутренней и международной жизни, о фактах и явлениях, представляющих политический, общественный, культурный и научный интерес. Показывает факты и события в момент их свершения.
  64. РЕПОРТАЖ ПРОБЛЕМНЫЙ - сочетание документальных фактов с образной публицистичностью изображаемой действительности в целях анализа поставленной проблемы.
  65. РИРПРОЕКЦИЯ (от англ. Rear - задний) - один из специальных эффектов, основанный на съемке действия перед экраном, на который проецируется заранее снятое изображение. Позволяет имитировать натурную съемку без выезда актеров в экспедицию. Наиболее часто применяется для изображения пейзажей за окном вагона, движущегося автомобиля и т.п.
  66. РОЛЬ - литературный образ, созданный кинодраматургом в сценарии. Текст Р., написанный автором в форме диалогов, монологов, ремарок, определяет характер, поведение действующего лица, его отношение к другим персонажам и событиям и является основной для создания актером образа в фильме.
  67. СИСТЕМА КИНОЗВЕЗД - одна из основных особенностей современного продюсерского кинематографа, состоящая из ряда взаимосвязанных проектов и мероприятий по созданию и внедрению в массовое зрительское сознание культа определенных актерских имен и мифов, связанных с этими именами; обязательное участие в масштабных игровых кинопроектах популярных, "раскрученных" актеров.
  68. СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА - производственно-творческий коллектив, работающий под руководством продюсера над реализацией экранного проекта (режиссеры, операторы, художники, звукооператоры, монтажеры, директор, администрация и др.). Создается как временное творческое подразделение на время создания конкретного фильма или программы.
  69. СЮЖЕТ в экранной драматургии - основное средство раскрытия фабульных событий, построения сценарной истории. Раскрывает состав событий, систему отношений между героями, развитие их характеров. Движущая сила развития С. - драматический конфликт, воплощение диалектических жизненных противоречий. Способы построения С. в экранных искусствах многообразны и обусловлены жанрами произведения.
  70. ТИПАЖ - непрофессиональный исполнитель роли в фильме, обладающий ярко выраженными внешними чертами, присущими изображаемому персонажу, характеру, типу.
  71. УЧЕБНОЕ КИНО - разновидность научного кинематографа, объединяющая фильмы, предназначенные для использования в средней и высшей школе, а также в других образовательных учреждениях.
  72. ФАБУЛА - состав событий фильма, составляющий содержание произведения.
  73. ФИЛЬМОГРАФИЯ - отрасль знания, изучающая методы и принципы описания фильмов в справочных работах.
  74. ФИЛЬМОЛОГИЯ (наука о фильме) - определение киноведения, предложенное группой французских теоретиков кино, занимающихся психологическими и социологическими исследованиями воздействия фильма на зрителей и стремящихся выделить связь между закономерностями восприятия фильма и его внутренней структурой (Б. Коан-Сеа, Ж. Митри, М. Рок, Э. Сурио и др.).
  75. ФИЛЬМ-СПЕКТАКЛЬ - экранизация театрального спектакля, осуществленная с учетом особых изобразительных и выразительных средств киноискусства. Сохраняет, как правило, постановочный замысел театрального спектакля и актерскую трактовку образов.
  76. ХРОНИКА - оперативная экранная информация об актуальных событиях и фактах действительности.
  77. ХУДОЖНИК ФИЛЬМА - автор изобразительно-декоративного решения фильма или телевизионной программы. Под руководством режиссера работают: художник-постановщик, художники по костюму, гриму, реквизиту, художник комбинированных съемок и др.
  78. ЭПИЗОД - завершенная часть сценария, состоящая из одного или нескольких кадров, объединенных темой и драматическим противоречием, развивающая общую идею и основной драматический конфликт сценария
  79. Составитель
    кандидат педагогических наук, доцент,
    член Союза кинематографистов РФ
    Г.А.ПОЛИЧКО

    Ответственный редактор
    заведующий кафедрой культурологии и менеджмента в культуре,
    доктор философских наук, профессор
    В.Д. ДИДЕНКО

 
< Пред.   След. >
 
© 2008 Персональный сайт Валерия Балаяна